12 Сентября 2012
Муниципалитетам добавят мотивации роста, а также поддержат малонаселенные территории

При расчете дотаций местным бюджетам ключевую роль играют два показателя, влияющих на бюджетную обеспеченность муниципалитетов: собственные доходы местного бюджета и численность проживающего в муниципальном образовании населения. Эта действующая методика расчета нацелена на распределение дотаций в пользу муниципалитетов с низкой собственной доходной базой при значительной численности населения. Однако при этом не находят решения две задачи: повышение заинтересованности муниципальных образований в увеличении собственных доходов; а также обеспечение финансовыми ресурсами муниципальных образований, имеющих низкую плотность населения. В этом случае экономический и налоговый потенциал не достаточен для содержания жизненноважной инфраструктуры.
Проведя анализ возможных к применению показателей, областной Минфин предложил дополнить методику двумя новыми элементами. Они были представлены в рассмотренном накануне на заседании Правительства НСО проекте закона Новосибирской области «О внесении изменения в приложение 1 к закону Новосибирской области «О единых нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований Новосибирской области от налога на доходы физических лиц и межбюджетных трансфертах между областным бюджетом Новосибирской области и бюджетами муниципальных образований Новосибирской области».
Во-первых, предложено для муниципальных образований, имеющих темпы роста собственных доходов, превышающие средний по муниципалитетам, при расчете дотации использовать показатель роста по собственным доходам не выше среднемуниципального уровня. Это означает, что часть дополнительных доходов муниципалитетов не будет понижать расчетную величину дотации. «Данный фактор положительно повлияет на рост объема дотации по 36 муниципальным образованиям, имеющим более высокие темпы роста собственных доходов (в основном это городские поселения и рабочие поселки, а также несколько районов), - рассказал Виталий Голубенко. - Например, темп роста собственных доходов города Куйбышева в плане 2012 года к объему 2011 года, составляет 121,4%. При применении к нему среднемуниципального темпа роста 102,8% объём дополнительной финансовой помощи составит 11,3 млн. рублей».
Во-вторых, министр предложил предусмотреть дополнительную поддержку районов, имеющих большую территорию, но низкую численность населения. «Небольшое количество проживающих на их территории жителей, объективно понижает экономический, инвестиционный и трудовой потенциал таких районов. Для муниципалитетов, имеющих плотность населения ниже средней по районам (6 человек на квадратный км), предлагаем ввести прямой повышающий коэффициент к дотации данного района. Таких территорий в настоящее время 13».
Министр привел в пример Колыванский район, где плотность населения 2,5 чел. на кв. км, - это менее половины среднего показателя по области. Применение нового коэффициента при расчете дотации на выравнивание должно дополнительно принести в бюджет района около 52 млн. рублей.
Принятие озвученных предложений влечет за собой увеличение объема дотаций у 18 муниципальных районов.
«Межбюджетные отношения непросты, методику выравнивания бюджетной обеспеченности нужно все время анализировать и совершенствовать, - подытожил Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. – То, что при общей позитивной динамике экономический разрыв между районами сглаживается, регулирование уменьшается - можно считать положительной тенденцией».