Территориальные преобразования в сфере организации местного самоуправления как фактор консолидации административных ресурсов для развития территории

За более чем двадцатилетнюю историю становления и развития местного самоуправления наша страна пережила множество исторических событий, которые подчас незаметно, но оказывают влияние на формирование нового менталитета общества.
Запрос на «клиентоориентированность» власти на всех ее уровнях сегодня звучит достаточно внятно, быстрота и всепроникающая способность распространения информации требует от органов власти оперативных, правильных и четких действий, обратной связи с населением. Законодательство, развивающееся в широком спектре направлений, обязывает государственных и муниципальных служащих обладать высокими компетенциями, позволяющими эффективно реализовывать управленческие задачи. Но, к сожалению, территориальные, демографические и социально-экономические особенности муниципальных образований, зачастую не позволяют подобрать и укомплектовать местные администрации кадрами необходимой квалификации. Особенно чувствительно эта проблема стала проявляться на уровне муниципальных поселений, и тем сильнее, чем меньше численность проживающих в них населения.
На территории Новосибирской области существуют 455 муниципальных поселений, из которых у 254 поселений численность населения не превышает 1 000 человек. Диапазон проживающего в них населения – от 74 до 1 000 человек. Именно в этих «малочисленных» поселениях проблема кадров в местных администрациях имеет наибольшую остроту, а у населения чаще всего возникают сложности взаимодействия с местной властью в поселениях, поэтому решение своих насущных проблем здесь жители быстрее находят при обращении в районные администрации (муниципальных районов) или в областные исполнительные органы государственной власти.
Администрации «малочисленных» поселений сами тоже понимают ограниченность своих возможностей, поэтому часто прибегают к передаче своих полномочий на уровень муниципальных районов, но при этом эффективность присутствия администрации поселения резко снижается.
Таким образом, объективная необходимость у местной власти объединяться и укрупняться уже назрела.
Действующее законодательство, регулирующее принципы организации местного самоуправления (Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ), сегодня предусматривает три возможных способа укрупнения муниципальной власти.
Первый – это передача полномочий администрации муниципального поселения-райцентра к администрации муниципального района. Таким образом, на территории районного центра (в котором, как правило, проживает более 60% населения всего района) создается единая местная администрация, что для жителей райцентра безусловно удобнее, не нужно погружаться в особенности состава полномочий разных местных администраций прежде, чем обращаться за помощью.
Такой опыт в Новосибирской области реализован в Карасукском, Чановском и Сузунском районах. Однако данный способ укрупнения не упраздняет райцентр как самостоятельное муниципальное поселение, из-за чего целый комплекс затратных статусных действий сохраняется, снижая тем самым эффект укрупнения.
Второй способ – это объединение муниципальных поселений. В Новосибирской области опыт применения данного способа еще нарабатывается. Так, в апреле 2020 года в Венгеровском районе начат пилотный проект по объединению трёх «малочисленных» поселений в единое муниципальное образование. Не изменяя границ иных муниципальных поселений в районе, объединяются Сибирцевский 2-ой сельский совет, Новокуликовский сельский совет и Филошенский сельский совет. Состав мероприятий по объединению определен специальным законом Новосибирской области от 08.05.2020 № 472-ОЗ.
Сложными аспектами данного способа укрупнения являются: побуждение к инициативе объединения, определение возможных для объединения поселений, длительные процедуры публичного обсуждения с жителями, регистрация прав, регламентация действий и определение структуры новых органов местного самоуправления. Но по завершению укрупнения управленческий и бюджетный эффект значительно повышается.
Третий способ укрупнения самый молодой. В мае 2019 года федеральным законодательством предусмотрен еще один тип муниципального образования – муниципальный округ. В муниципальный округ могут объединиться, с согласия населения, все муниципальные поселения, входящие в состав муниципального района.
В результате на территории сразу всего района может быть создано более эффективное и сильное муниципальное образование, аналогичное городскому округу – это муниципальный округ, поглощающий в себя и оптимизирующий под нужды населения органы власти муниципального района и органы власти всех муниципальных поселений.
Потенциал третьего способа укрупнения очень высок, поэтому с июня 2021 года по поручению Губернатора Новосибирской области Травникова А.А. Правительством Новосибирской области готовятся необходимые региональные законы и подзаконные акты.
Следует также отметить, что 5 января Государственная Дума Федерального Собрания РФ рассмотрела в первом чтении законопроект, который предусматривает переход на полностью одноуровневую систему местного самоуправления согласно принципу единства системы публичной власти в соответствии с Конституцией РФ.
Так, законопроектом предлагается оставить всего три вида муниципальных образования - городской округ, муниципальный округ и внутригородскую территорию (внутригородское муниципальное образование) городов федерального значения. Общая структура органов местного самоуправления, исходя из норм законопроекта, остается неизменной. При этом за городскими и муниципальными округами закрепляется одинаковый объем неотъемлемых полномочий, которые направлены на непосредственное решение местных задач, например, вопросы бюджета и благоустройства.
Одноуровневая система призвана укрепить финансовую основу деятельности органов местного самоуправления, заложить принцип привязки местных органов власти к населению, повысить их ответственность перед жителями и упростить взаимодействие между ними, при этом исключить дублирование функций, тем самым устранить перекладывание ответственности с одной администрации на другую.
Кроме того, нормами законопроекта обеспечивается предусмотренная Конституцией РФ возможность участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, а также усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Предполагается, что в случае принятия данного законопроекта основная часть его положений вступит в силу с 1 января 2023 года, при этом до 1 января 2028 года устанавливается период в течение которого осуществляется переход к одноуровневой организации местного самоуправления.
В общем, независимо от результатов рассмотрения указанного законопроекта, можно подвести итог, что целенаправленность на динамичное совершенствование территориальной организации, особенно в отношении малочисленных муниципальных поселений позволит, прежде всего, сконцентрировать имеющуюся в нескольких муниципалитетах доходную базу в едином бюджете преобразованного муниципального образования, и в разы увеличит возможности в развитии его территории и улучшении качества жизни населения. Сократятся расходы местных бюджетов на содержание управленческого звена органов местного самоуправления, включая и расходы на их избирательные кампании. Что, в конечном итоге, позволит оптимизировать систему муниципального управления, повысить качество муниципальных услуг, предоставляемых населению.