Реализация новаций в сфере внутреннего финансового аудита в условиях введения в действие федеральных стандартов

В 2020 году вступили в силу пять федеральных стандартов, утвержденных Министерством финансов РФ, по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - ВФА).
Отныне планирование ВФА должно предусматривать оценку бюджетных рисков методом составления единого реестра бюджетных рисков.
Использование риск-ориентированного подхода при выявлении бюджетных рисков позволит определить эффективные меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля в министерстве.
Проводить ВФА обязаны не только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, но получатели бюджетных средств.
Помимо прочего изменено понятие внутреннего финансового контроля (далее – ВФК). Теперь под ним понимается не отдельное бюджетное полномочие, а внутренний процесс каждого главного администратора (администратора, получателя) бюджетных средств.
Между осуществлением ВФА и повышением эффективности финансового менеджмента установлена прямая зависимость. По итогам осуществления ВФА подготавливаются предложения о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, а также заключение о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
Согласно пункту 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит устанавливается как деятельность, направленная, в первую очередь, на оценку исполнения бюджетных полномочий, и предоставлении этой информации руководителю главного администратора, (получателя) бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанной статьи Бюджетного Кодекса РФ внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 настоящего Кодекса;
3) повышения качества финансового менеджмента.
Реализация новаций в сфере ВФА в условиях введения в действие федеральных стандартов аудита позволит министерству:
- Оптимизировать численность сотрудников, осуществляющих ВФА и расходы на их содержание и обучение, путем осуществления передачи министерству полномочий по осуществлению ВФА от территориальных органов и подведомственных государственных казенных учреждений;
- Упростить и регламентировать документооборот при проведении ВФА;
- Профессионально и качественно осуществлять ВФА, включая возможность оперативно выявлять и устранять нарушения и (или) недостатки, которые могут допустить участники бюджетного процесса во время реализации своих бюджетных полномочий;
- Повысить качество финансового менеджмента и, следовательно, результативность и экономичность использования бюджетных средств посредством повышения качества составления, утверждения, ведения бюджетных смет, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Новосибирской области, управления имуществом, ведения бюджетного учета.
Достижение в 2021 году обозначенных результатов при осуществлении ВФА является важным этапом обеспечения эффективного использования средств бюджета, достижения результатов, установленных при их предоставлении, а также построения эффективной системы ВФА министерства.